Основной целью психологической службы образования является
обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного
и школьного возраста. Основу психического здоровья составляет
полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое
развитие. Психологическое здоровье позволяет личности стать
самодостаточной, когда она в своем поведении будет ориентироваться на
внутренние, осознанные самоориентиры.
В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика;
коррекционная работа; консультирование родителей и учителей;
психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских
собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая
профилактика.
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных
(групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью
специальных методик. Диагностика проводится по предварительному
запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с
исследовательской или профилактической целью.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу:
выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в
коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и
родителей по взаимодействию с учащимися.
Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и
групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные
особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть
направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание,
мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в
сфере общения и проблемы самооценки учащихся.
Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а
также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого
конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения:
развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от
поставленных целей и возраста школьников.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого
специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может
рекомендовать другого специалиста.
Консультирование учеников, родителей и учителей — консультирование
педагогов, родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей,
консультирование учащихся по их запросам. Цель такой работы — оказание
конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими
природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем,
связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами
жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в
формировании новых установок и принятии собственных решений. Психолог
может познакомить клиентов с результатами диагностики, дать
определенный прогноз, предупредить о том, какие трудности могут в
будущем возникнуть у школьника в учебе и общении. При этом совместно
вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем.
Психологическое просвещение заключается в том, формировать у учащихся,
их родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание
использовать эти знания для саморазвития. Это знакомство с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
человека. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на
педагогических советах и родительских собраниях.
Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая
работа по предупреждению возможных психологических проблем у
учащихся разных классов и выявлению детей группы риска (по различным
основаниям), то работа проводится в форме обследований всех детей школы
с целью выявить детей группы риска; в форме уроков психологии или
групповых занятий; в форме оказания помощи детям в период адаптации к
условиям образовательного учреждения.
У школьного психолога двойная нагрузка: с одной стороны, решается задача
психологического сопровождения: повышение информационной культуры
школьника, оказание помощи в развитии познавательных функций (памяти,
внимания, мышления), а с другой — устанавливается уникальный
межличностный контакт между психологом и учеником, сам по себе
обладающий мощным, развивающим, психотерапевтическим эффектом.
Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут
возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница лишь в том,
что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться
своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими
проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных
личностных проблем у разных людей могут быть разными.
Во всех этих случаях Вы можете обратиться к профессионалу — детскому
(школьному) психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его
жизнь более комфортной.
Ответы на самые распространенные вопросы.
1. Какое образование имеет педагог-психолог?
Педагог-психолог, работающий в школе, должен иметь высшее
педагогическое образование с углубленным знанием психологии, либо
высшее психолого-педагогическое образование
2. «Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?»
Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не
занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить
диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы
в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить
педагогическими и психологическими приемами.
3. «Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?»
Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно
усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к
школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих
проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными
проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти,
мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня
самооценки.
4. Какая диагностика проводится с детьми начальных классов?
• В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в
столовой;
• Использование рисуночных тестов ( рисунок школы, семьи, «я в
настоящем и я в будущем», учитель, т.д.)
•Индивидуальные беседы – опросы
• Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст ( с
использованием картинок, игровых заданий, стимульного материала)
• Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения
(кодирования) таблиц, графического диктанта.
Информация о ребенке, анамнестические данные,
результаты тестирования является закрытой и не
распространяется.