МАОУ «СОШ №24»

Мирнинский район, г. Удачный, мкрн. Новый Город

Психологическая служба.

Основной целью психологической службы образования является

обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного

и школьного возраста. Основу психического здоровья составляет

полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза,

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое

развитие. Психологическое здоровье позволяет личности стать

самодостаточной, когда она в своем поведении будет ориентироваться на

внутренние, осознанные самоориентиры.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика;

коррекционная работа; консультирование родителей и учителей;

психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских

собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая

профилактика.

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных

(групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью

специальных методик. Диагностика проводится по предварительному

запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с

исследовательской или профилактической целью.

Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу:

выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в

коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и

родителей по взаимодействию с учащимися.

Развивающие и коррекционные занятия могут быть индивидуальными и

групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные

особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть

направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание,

мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в

сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а

также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого

конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения:

развивающие, игровые, рисуночные и другие задания — в зависимости от

поставленных целей и возраста школьников.

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого

специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может

рекомендовать другого специалиста.

Консультирование учеников, родителей и учителей — консультирование

педагогов, родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей,

консультирование учащихся по их запросам. Цель такой работы — оказание

конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими

природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем,

связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами

жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в

формировании новых установок и принятии собственных решений. Психолог

может познакомить клиентов с результатами диагностики, дать

определенный прогноз, предупредить о том, какие трудности могут в

будущем возникнуть у школьника в учебе и общении. При этом совместно

вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем.

Психологическое просвещение заключается в том, формировать у учащихся,

их родителей и педагогов потребность в психологических знаниях, желание

использовать эти знания для саморазвития. Это знакомство с основными

закономерностями и условиями благоприятного психического развития

человека. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на

педагогических советах и родительских собраниях.

Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая

работа по предупреждению возможных психологических проблем у

учащихся разных классов и выявлению детей группы риска (по различным

основаниям), то работа проводится в форме обследований всех детей школы

с целью выявить детей группы риска; в форме уроков психологии или

групповых занятий; в форме оказания помощи детям в период адаптации к

условиям образовательного учреждения.

У школьного психолога двойная нагрузка: с одной стороны, решается задача

психологического сопровождения: повышение информационной культуры

школьника, оказание помощи в развитии познавательных функций (памяти,

внимания, мышления), а с другой — устанавливается уникальный

межличностный контакт между психологом и учеником, сам по себе

обладающий мощным, развивающим, психотерапевтическим эффектом.

Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут

возникнуть у любого, абсолютно нормального человека. Разница лишь в том,

что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться

своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими

проблемами наедине, наконец, последствия одних и тех же неразрешенных

личностных проблем у разных людей могут быть разными.

Во всех этих случаях Вы можете обратиться к профессионалу — детскому

(школьному) психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его

жизнь более комфортной.

Ответы на самые распространенные вопросы.

1. Какое образование имеет педагог-психолог?

Педагог-психолог, работающий в школе, должен иметь высшее

педагогическое образование с углубленным знанием психологии, либо

высшее психолого-педагогическое образование

2. «Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?»

Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не

занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить

диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы

в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить

педагогическими и психологическими приемами.

3. «Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?»

Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно

усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к

школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих

проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными

проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти,

мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня

самооценки.

4. Какая диагностика проводится с детьми начальных классов?

• В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в

столовой;

• Использование рисуночных тестов ( рисунок школы, семьи, «я в

настоящем и я в будущем», учитель, т.д.)

•Индивидуальные беседы – опросы

• Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст ( с

использованием картинок, игровых заданий, стимульного материала)

• Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения

(кодирования) таблиц, графического диктанта.

Информация о ребенке, анамнестические данные,

результаты тестирования является закрытой и не

распространяется.

Дата обновления страницы: 07.02.2020

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?